Перейти к полной версии сайта БухВЕСТИ.РФ

10.06.2021

В учетной политике российской компании (далее также - Организация) в настоящее время закреплено, что в качестве основных средств (ОС) учитываются в бухгалтерском учете объекты дороже 40 000 руб., а в налоговом учете - дороже 100 000 руб. В связи с применением с 01.01.2022 нового ФСБУ 6/2020 стоимость объекта основных средств может определяться компанией самостоятельно и быть свыше 40 000 руб. Компания приняла решение, что с 2022 года минимальная стоимость ОС как в бухгалтерском, так и в налоговом учете будет равна 100 000 руб. В соответствии с п. 49 ФСБУ 6/2020 при внесении изменений в учетную политику балансовая стоимость ОС менее установленного лимита списывается в порядке единовременной корректировки на нераспределенную прибыль (Дебет 84 Кредит 01).
Следует ли списывать в бухгалтерском учете объекты ОС первоначальной стоимостью от 40 000 до 100 000 руб. в связи с началом применения ФСБУ 6/2020? Можно ли списать балансовую стоимость по таким ОС на счет 91.02 и не принимать к учету по налогу на прибыль?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В связи с началом применения ФСБУ 6/2020 компании следует списать объекты, которые в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой учитывались в составе основных средств, но в соответствии с ФСБУ 6/2020 таковыми не являются. При этом установленный Организацией лимит стоимости малоценных активов должен сравниваться с первоначальной стоимостью этих активов.
Списание балансовой стоимости малоценных объектов на счет 91.02 "Прочие расходы" в анализируемой ситуации противоречит нормативным документам по бухгалтерскому учету.

Обоснование вывода:
Приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства" (далее - ФСБУ 6/2020 или Стандарт). В отношении основных средств организации обязаны перейти к применению ФСБУ 6/2020 начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год.
Стандартом установлен общий подход к определению малоценных активов, которые имеют признаки ОС, но могут не учитываться в качестве ОС. Согласно п. 5 ФСБУ 6/2020 организация может не применять ФСБУ 6/2020 в отношении основных средств, имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией с учетом существенности информации о таких активах. При этом затраты на приобретение или создание таких активов признаются расходами периода, в котором они понесены.
На основе этого подхода Организация самостоятельно устанавливает лимит стоимости малоценных активов.
По нашему мнению, под стоимостью в п. 5 ФСБУ 6/2020 подразумевается первоначальная стоимость ОС, т.к. в данном пункте речь идет о приобретении и создании таких активов. На момент приобретения (создания) известна только первоначальная стоимость ОС.
Таким образом, установленный Организацией лимит стоимости малоценных активов должен сравниваться с первоначальной стоимостью этих активов.
По общему правилу последствия изменения учетной политики организации в связи с началом применения ФСБУ 6/2020 отражаются ретроспективно, то есть как если бы этот стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни. Отметим, что ретроспективный метод является весьма трудоемким. Последствия изменения учетной политики ретроспективным способом отражаются путем корректировки входящего остатка по счету 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и (или) других статей бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида (п. 15 ПБУ 1/2008).
Для облегчения перехода на новый порядок учета ОС в бухгалтерской отчетности, начиная с которой применяется ФСБУ 6/2020, Организация может не пересчитывать связанные с основными средствами сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному, произведя единовременную корректировку балансовой стоимости ОС на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному, в данном случае на 31.12.2021). Для целей указанной корректировки балансовой стоимостью ОС считается их первоначальная стоимость (с учетом переоценок), признанная до начала применения ФСБУ 6/2020 в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой, за вычетом накопленной амортизации (п. 49 ФСБУ 6/2020). При этом накопленная амортизация рассчитывается в соответствии с ФСБУ 6/2020 исходя из указанной первоначальной стоимости, ликвидационной стоимости и соотношения истекшего и оставшегося срока полезного использования, определенного в соответствии с ФСБУ 6/2020 (информационное сообщение Минфина России от 03.11.2020 N ИС-учет-29).
Балансовая стоимость объектов, которые в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой учитывались в составе ОС, но в соответствии со Стандартом таковыми не являются, списывается в порядке единовременной корректировки на нераспределенную прибыль, за исключением случаев переклассификации таких объектов в другой вид активов (п. 49 ФСБУ 6/2020).
Указанные положения Стандарта мы понимаем следующим образом.
Поскольку последствия переклассификации малоценных активов в связи с увеличением лимита должны быть впервые отражены в бухгалтерской отчетности за 2022 год, операция по списанию данных активов не должна оказывать влияние на финансовый результат 2021 года. Если Организация 31.12.2021 отразит списание малоценных активов в дебет счета 91.02 "Прочие расходы", это неизбежно приведет к уменьшению прибыли 2021 года и нарушению указанного выше требования. Напомним, что и в ФСБУ 6/2020 прямо указано, что корректировки должны отражаться по счету 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
Таким образом, использование счета 91.02 "Прочие расходы" в анализируемой ситуации противоречит нормативным документам по бухгалтерскому учету.
Отметим, что нам не удалось обнаружить официальных разъяснений по рассматриваемому вопросу. Поэтому приведенная выше позиция является нашим экспертным мнением. Во избежание возможных рисков рекомендуем обратиться в Минфин России с официальным запросом.

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Добавим, что рассмотренные выше корректировки не должны оказывать влияния на налогообложение прибыли.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет "малоценных" основных средств;
- Разъяснения Минфина о применении ФСБУ 6/2020 "Основные средства" (М.А. Липина, журнал "Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

20 мая 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 


Источник публикации: Вопросы и ответы Правового консалтинга "Гарант"

Перейти к полной версии сайта БухВЕСТИ.РФ